Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области

Можно ли вернуть телефон? Является ли он технически сложным товаром?

ноябрь 2021 № 2

ВОПРОС НЕДЕЛИ.

Можно ли вернуть телефон? Является ли он технически сложным товаром?

Тысячи людей ежегодно покупают новые мобильные телефоны. Порой покупка не соответствует нашим ожиданиям, и мы ищем все возможные способы, чтобы вернуть назад деньги и найти им лучшее применение. В каком случае требование о возврате денег будет законным?

Абзац четвёртый ч. 1, ст. 25 Закона о защите прав потребителя гласит, что есть перечень товаров, не подлежащих обмену просто по желанию покупателя. В официальном наименовании перечня уже фигурирует не только обмен, но и возврат, что более соответствует сложившейся практике.

Изучив данную статью, можно сделать вывод, что телефонные аппараты при условии установления на них гарантийного срока обменены или возвращены, просто потому что не понравились, не могут. Казалось бы, на этом можно закончить. Но есть один важный нюанс. Группа товаров в пункте 11 обозначена как технически сложные товары бытового назначения. В пункте 6 данного документа фигурирует оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями. С учётом этих уточнений скорректируем сделанный выше вывод: телефон надлежащего качества не будет подлежать возврату или обмену, если он:

  1. Имеет сенсорный экран,
  2. Обладает двумя и более функциями и,
  3. На него установлена гарантия.

Исходя из вышесказанного:

- если телефон кнопочный и прикосновение к экрану никакого эффекта не имеет, то аппарат уже не будет являться технически сложным;

- если у телефона экран сенсорный, но всё, что он умеет, это звонить или писать смс, то это не технически сложный товар;

- если телефон умеет делать только что-то одно, то независимо от того, какой у него экран, он не будет являться технически сложным товаром;

-каким бы современным и многофункциональным не был бы телефон, отсутствие на него гарантии делает возможным его возврат или обмен.

Вывод: если Вы стали обладателем телефона, описанного выше и втечение 14 дней после покупки передумали, имеете полное право потребовать расторжения договора купли-продажи и возврата денег.

Осталось одно важное уточнение – все выше изложенные нюансы актуальны в том случае, что Вы покупали товар «вживую», то есть на руках у Вас тот девайс, который Вы тестировали в магазине или аналог рассматриваемого образца. Если же вы приобрели телефон дистанционным способом, то независимо от его характеристик он может быть возвращен без объяснения причин в течение 7 дней с даты покупки. Семидневный срок действует в том случае, если срок и порядок возврата были разъяснены Вам в письменной форме при передаче телефона. В противном случае право на безусловный возврат сохраняется в течение трёх месяцев.