Что необходимо знать потребителю при приобретении продуктов питания
Исходя из анализа нарушений прав потребителей, в случае приобретения продуктов питания наиболее часто встречающимся нарушением прав потребителей является продажа некачественного товара. При этом одновременно могут быть также нарушены права потребителя в части непредставления полной и достоверной информации о продукте.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» в действующей редакции с учетом изменений и дополнений, не могут находиться в продаже пищевые продукты которые:
· не соответствуют требованиям нормативных документов;
· имеют явные признаки недоброкачественности;
· не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, документов изготовителя, поставщика, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (пищевые продукты, подлежащие государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия);
· не соответствуют представленной информации и вызывают обоснованные подозрения об их фальсификации;
· не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или у которых сроки годности истекли;
· не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон) за нарушение прав потребителей изготовитель (продавец, уполномоченная организация, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Если в результате продажи товара ненадлежащего качества был причинен вред жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков, то такой вред подлежит возмещению в полном объеме.
Кроме того, в соответствии со ст. 15 Закона, потребитель вправе требовать возмещения морального вреда, который подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Требования потребителя к продавцу при продаже продовольственных товаров ненадлежащего качества.
В соответствии со ст. 18 Закона потребитель в связи с нарушением его прав при продаже продовольственных товаров может предъявить следующие требования:
- об уменьшении стоимости товара, обмене некачественного товара на качественный или возврате денег;
- о компенсации убытков (расходы, которые потребитель произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права).
По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. В соответствии со ст. 22 Закона требования потребителя о возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем) в течении 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.
Кроме того, при определении требований к продавцу (изготовителю) необходимо учитывать следующие особенности:
1) право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара, признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом или нет;
2) вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если вред причинен в течение установленного срока годности товара.
После того как потребитель сформулировал свое требование, ему необходимо определить, кому он предъявит свое требование о восстановлении нарушенных прав. В соответствии с п. 2 ст. 18 Закона о защите прав потребителей выбранное потребителем требование может быть предъявлено по его выбору продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю либо изготовителю. При этом товар, в котором выявлено ненадлежащее качество, должен быть сохранен до момента удовлетворения требований потребителя, а хранить уже испорченный потребляемый товар достаточно трудно, поэтому в данном случае при выборе следует ориентироваться на возможность скорейшего разрешения вопроса. В связи с этим предъявлять претензию изготовителю имеет смысл в том случае, если он находится в пределах досягаемости для оперативного ведения диалога. В противном случае целесообразно предъявить требования продавцу. Потребитель вправе предъявить требование продавцу или изготовителю по качеству товара при условии, что товар был им приобретен и (или) использован в течение срока годности, установленного изготовителем, но при этом товар не отвечает установленным законом требованиям - является некачественным, небезопасным или отсутствует необходимая информация. При этом потребителю необходимо немедленно заявить свои претензии, поскольку, если пройдет время и истечет срок годности, а кассовый чек отсутствует, потребителю будет очень сложно доказать, что товар приобретался и (или) использовался в течение срока годности.
В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона, отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
Если потребителю был продан товар по истечении срока годности, то предъявлять претензию можно будет только продавцу, поскольку именно он осуществлял реализацию товара с истекшим сроком годности.
Начальник юридического отдела С.А. Духанин