Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области

Досудебный порядок урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей

Федеральный Закон РФ «О защите прав потребителей»предусматривает возможность разрешения спорных ситуаций в судебном и внесудебном порядке.

 

Сущностьвнесудебного порядка состоит в том,что потребитель может предъявить требования о защите нарушенного праванепосредственно продавцу (изготовителю, исполнителю), не обращаясь с иском всуд.

Предъявление претензии по большинству дел о защитеправ потребителей необязательно. Но необходимо знать, что выделены отдельныеправоотношения, к которым должны применяться нормы об обязательной досудебнойвозможности разрешения конфликта.

Так, например, ст. 797 Гражданского кодекса РФпредусматривает обязательное предъявление претензии перевозчику по поводуперевозки груза до обращения истца в суд. Несоблюдение обязательногодосудебного порядка урегулирования споров препятствует рассмотрению иска.

Кроме того, не обращаясь предварительно к ответчику,Вы лишаете себя возможности взыскать неустойку и компенсацию морального вреда,предусмотренные Законом РФ «О защите прав потребителей». Например, моральный вред, причиненный потребителювследствие нарушения продавцом (изготовителем, исполнителем) прав потребителя,подлежит компенсации причинителем вреда только при наличии его вины, которуюдоказать при отсутствии каких-либо документов, подтверждающих отказ продавца(исполнителя, изготовителя) добровольно удовлетворить претензии потребителя,представляется невозможным. А для взыскания неустойки необходимо установить факт неисполнения или ненадлежащегоисполнения обязательства. Кроме того, при удовлетворении судом требованийпотребителя, установленных законом, суд взыскивает с ответчика за несоблюдениев добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размерепятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В досудебномпорядке потребителю необходимо составить претензию, которая пишется на имя продавца (исполнителя,изготовителя) в двух экземплярах. В претензии излагается суть предъявляемыхтребований, кроме того должно содержаться требование добровольногоудовлетворения прав потребителя. В противном случае потребитель оставляет засобой право обратиться в суд и требовать, кроме защиты его права, возмещенияматериального и морального вреда. Претензия, подписанная заявителем, суказанием его домашнего адреса, с приложением документов по существу претензиипередается адресату. На втором экземпляре необходимо сделать отметку ополучении оригинала должностным лицом. Письмо также может быть отправлено попочте заказным письмом с уведомлением о вручении адресату.